ФЭНДОМ

Tkachuk Vsevolod.jpg

Всеволод Арсеньевич Ткачук

Всеволод Арсеньевич Ткачук
 (род. 19 декабря 1946, Бийск, Алтайский край) — советский и российский биохимик. Академик РАМН (с 2000) и РАН (с 2006). Декан Факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова. Зав. отделом функциональной биохимии биополимеров Института физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского МГУ.

Специалист в области рецепции и внутриклеточной сигнализации. Имеет более 3000 цитирований своих работ, опубликованных в реферируемых журналах. Индекс Хирша — 31[1].

БиографияПравить

В 1970 году с отличием окончил Биолого-почвенный факультет МГУ по кафедре биохимии животных. Защитил кандидатскую работу на тему «Na, K-АТФаза скелетных мышц и сердца» под руководством академика С. Е. Северина. Работал на кафедре биохимии животных Биологического факультета МГУ с 1973 по 1982 годы.

В 1982 году по приглашению Е. И. Чазова организовал лабораторию молекулярной эндокринологии во вновь организованном Всесоюзном кардиологическом научном центре АМН СССР. С 1987 года параллельно заведует отделом функциональной биохимии биополимеров Института физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского МГУ.

В 1986 году защитил докторскую диссертацию по теме «Биохимические механизмы регуляции аденилатциклазной системы сердца». В 1988 году избран профессором.

В 1992 году организовал на факультете фундаментальной медицины МГУ кафедру биологической и медицинской химии, которую и возглавляет. Также является руководителем лаборатории генных и клеточных технологий. В 2000 году избран деканом факультета фундаментальной медицины МГУ.

В 1994 году избран членом-корреспондентом РАМН, в 1997 году — членом-корреспондентом РАНАкадемик РАМН c 2000 года, академик РАН — с 2006.

Научные достиженияПравить

В. А. Ткачук установил механизмы развития гиперчувствительности и гетерологической десенситизации сопряженных с G-белками рецепторов, обосновал концепцию изменения функции мембранных рецепторов и внутриклеточных регуляторных каскадов при развитии ряда сердечно-сосудистых заболеваний, разработал и внедрил в практику молекулярно-физиологические методы оценки чувствительности тканей к гормональным и лекарственным препаратам.

Первым открыл новый рецептор липопротеидов, названный Т-кадгерином. Этот рецептор отвечает за регулирование роста кровеносных сосудов и осуществление «гормоноподобного» действия на клетки сосудов и крови через систему внутриклеточной сигнализации.

Под его руководством были установлены молекулярно-физиологические механизмы ремоделирования кровеносных сосудов, показана ключевая роль урокиназы в направленном движении клеток, разработаны и внедрены в практику генные и клеточные подходы к регуляции роста и функций кровеносных сосудов.

Среди учеников В. А. Ткачука 8 докторов и 36 кандидатов наук.

Автор и соавтор 240 научных работ, трёх монографий и двух учебников.

НаградыПравить

БиблиографияПравить

  • Brody J.S., Center D.M., Tkachuk V.A. Signal Transduction in Lung Cells, New York, Basel, Hong Kong, 1993.
  • Авдонин П. В., Ткачук В. А. Рецепторы и внутриклеточный кальций, 1994.
  • Введение в молекулярную эндокринологию, 1983.
  • Клиническая биохимия, 2002.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики