ФЭНДОМ

Logo FM.png

Логотип ФФМ МГУ

MSU FM.jpg

Здание ФФМ МГУ

Факультет фундаментальной медицины МГУПравить

Факульте́т фундамента́льной медици́ны (ФФМ) — структурное подразделение Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, занимающееся образовательной и исследовательской деятельностью в области медицинской науки.

ИсторияПравить

Факультет фундаментальной медицины МГУ был открыт 1 июля 1992 года в соответствии с решением ректората и Учёного совета МГУ. Первым деканом факультета (до 2000 года) стал академик РАМН, профессор Олег Стефанович Медведев (в настоящее время — заведующий кафедрой фармакологии факультета). С 2000 года факультет фундаментальной медицины возглавляет академик РАН и академик РАМН, профессор Всеволод Арсеньевич Ткачук[1][2].

Традиции преподавания медицины в МГУ восходят к 1758 году, когда в составе Императорского Московского университета был открыт медицинский факультет. Первым его профессором стал доктор медицины И. Х. Керштенс, приглашённый И. И. Шуваловым из Лейпцигского университета; но уже во 2-й половине XVIII века на факультете начинают преподавать первые русские профессора: П. Д. ВениаминовС. Г. ЗыбелинФ. И. ПолитковскийФ. И. Барсук-Моисеев и др. Медицинский факультет Московского университета вырастил и привлёк к работе в своих стенах блестящих учёных-медиков, оказавших влияние как на российскую, так и на мировую медицинскую науку и практику: Николая ПироговаГригория ЗахарьинаНиколая СклифосовскогоФёдора ЭрисманаДмитрия ЗерноваАлексея ОстроумоваНила ФилатоваСергея КорсаковаГригория Россолимо. Творческое наследие этих учёных до сих пор оказывает значительное влияние на развитие многих клинических дисциплин, составляющих основу современной фундаментальной медицины. Однако в 1930 году медицинский факультет был выведен из состава Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и стал именоваться Первый московский государственный медицинский институт. В настоящее время это — Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова[3][4].

Принятое в 1992 году решение ректората и Учёного совета МГУ об открытии факультета фундаментальной медицины прервало 60-летний перерыв в обучении студентов и научных исследованиях в области медицины в составе Московского университета[1]. Перед новым факультетом были поставлены следующие основные цели[2]:

  • подготовка опытных, компетентных врачей-исследователей;
  • получение новых биомедицинских знаний путём проведения фундаментальных и клинических исследований;
  • интеграция усилий учёных и специалистов разных специальностей для проведения фундаментальных исследований в медицине;
  • внедрение в клиническую практику новых лекарственных средств, методов исследования и диагностики.

В мае 1994 года на базе факультета фундаментальной медицины и механико-математического факультета МГУ создан Центр наукоёмких технологий в медицине (директор — профессор В. В. Александров стал директором Центра. В 1995 году факультет фундаментальной медицины совместно с ИМБП РАН создали Учебно-исследовательский центр космической биомедицины[2]. В сентябре 2007 года были в присутствии мэра Москвы Ю. М. Лужкова и ректора МГУ В. А. Садовничего открыты первые корпуса Медицинского центра МГУ, который предназначен как для оказания высококвалифицированной стационарной и консультативной помощи, так и для научно-исследовательской деятельности факультета фундаментальной медицины МГУ[5]; центр полностью введён в эксплуатацию в августе 2013 года[6]. В марте 2011 года при факультете создан Медицинский научно-образовательный центр. На его базе, в свою очередь, в ноябре 2012 года был организован Центр инновационной и высокотехнологичной медицины (руководитель — академик В. А. Ткачук)[2].

Учебный процессПравить

На факультете существуют два отделения: лечебного дела и фармацевтическое.

Лечебное делоПравить

Обучение по специальности «лечебное дело» рассчитана на шесть лет. Первые три года студенты получают естественнонаучные знания при содействии различных факультетов МГУ и других вузов, а в последующие три года преподаются в основном клинические дисциплины. Выпускникам присваивается квалификация врача[1].

Фармация Править

В 2008 году на факультете открыто фармацевтическое отделение. По окончании обучения выпускники фармацевтического отделения получат диплом по специальности «фармация» с присвоением квалификации «провизор». Продолжительность обучения составляет шесть лет. Программа обучения студентов включает гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, медико-биологические и профессиональные дисциплины; при этом преподавание медико-биологических дисциплин базируется на специальных кафедрах ФФМ: медицинской биофизики, физиологии и общей патологии, биологической и медицинской химии, фармакологии, экологической и экстремальной медицины[7].

Научная деятельность Править

Научная работа, проводимая на факультете, тесно связана с международными научными центрами. Сотрудники проводят исследования совместно с университетом Пенсильвании (США), Бейкеровским институтом сердца и диабета ((Мельбурн, Австралия), институтом иммунологии и клеточной терапии имени Фраунхофера (Лейпциг, Германия), институтом молекулярной онкологии (Милан, Италия), национальным институтом охраны здоровья и медицинских исследований INSERM (Франция), институтом медицинских исследований (Лондон, Англия). В сотрудничестве с российскими и европейскими исследователями учёные факультета принимает активное участие в выполнении ряда международных проектов[8].

С момента образования факультета началось его тесное сотрудничество с Учебно-научным центром Главного медицинского управления (ГМУ) Управления делами Президента РФ (с 2004 года — ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр», УНМЦ[9]). Ряд сотрудников УНМЦ (В. И. Шмырёв, С. Л. Архипов, Н. В. Бабенков, Г. И. Резков, Н. В. Миронов и др.) одновременно являются профессорами факультета фундаментальной медицины, ведут на нём педагогическую и исследовательскую деятельность. С другой стороны, УНМЦ и другие подведомственные ГМУ медицинские учреждения входят в число клинических баз факультета, а УНМЦ охотно предоставляет для выпускников факультета места в клинической ординатуре[10].

Большое значение в обучении студентов имеет фундаментальный анатомический музей, в котором демонстрируются натуральные препараты по всем разделам анатомии, обеспеченные соответствующими аннотациями, и различные анатомические модели. Все эти материалы и учебные пособия позволяют студентам с успехом изучать нормальную и топографическую анатомию человека, так необходимую для всех областей медицины.

Многие научные разработки факультета выполняются в тесном сотрудничестве с рядом факультетов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

В 2011 году на факультете была установлена электронная хирургическая система Da Vinci Si Surgical. Эта система включает в себя четыре управляемые электроникой сверхчувствительные конечности, которые позволяют проделывать минимально инвазивные медицинские процедуры, недостижимые с помощью традиционных средств.

В 2013 году начала функционировать уникальная медицинская информационная система, созданная специалистами факультета совместно с сотрудниками группы компаний IBS для Медицинского научно-образовательного центра при ФФМ. Система обеспечивает хранение и обработку значительных объёмов информации, доступ к разнородным неструктурированным данным, автоматизацию процессов оказания медицинской помощи, обработку медицинских изображений и включает подсистемы телемедицины и дистанционного обучения[11].

Структура Править

В состав факультета входят 15 кафедр:

Кафедра Заведующий кафедрой
Акушерства и гинекологии[12]</sup> Академик РАМН, профессор

Савельева Галина Михайловна

Биохимии и молекулярной медицины[13] Академик РАН, профессор

Ткачук Всеволод Арсеньевич

Внутренних болезней[14] Академик РАН, профессор

Мухин Николай Алексеевич

Медицинской биофизики[15] Академик РАН, профессор

Владимиров Юрий Андреевич

Многопрофильной клинической подготовки[16] Академик РАН, профессор

Миронов Сергей Павлович

Нормальной и топографической анатомии[17]
Общей и специализированной хирургии[18] Профессор

Дубров Вадим Эрикович

Офтальмологии[19] Профессор

Акопян Владимир Сергеевич

Терапии[20] Профессор

Баранов Анатолий Петрович

Фармакологии[21] Профессор

Медведев Олег Стефанович

Фармации[22] Доктор фармацевтических наук

Каленикова Елена Игоревна

Физиологии и общей патологии[23] Профессор

Кошелев Владимир Борисович

Хирургии[24] Академик РАН, профессор

Кубышкин Валерий Алексеевич

Экологической и экстремальной медицины[25] Академик РАН, профессор

Григорьев Анатолий Иванович

Урологии и андрологии[26] Академик РАМН, профессор

Камалов Армаис Альбертович

При кафедрах действуют 6 научно-исследовательских лабораторий:

  • Лаборатория адаптационной медицины[27]
  • Научно-исследовательская лаборатория генных и клеточных технологий[28]
  • Научно-исследовательская лаборатория компьютерных технологий в медицине[29]
  • Лаборатория исследования механизмов апоптоза[30]
  • Магнитной томографии и спектроскопии
  • Научно-исследовательская лаборатория фармакологии сердечно-сосудистой системы[31]

Учёные и преподаватели факультета

На факультете фундаментальной медицины МГУ работают 113 профессоровдоценты и ассистенты. В их числе 12 академиков РАН и РАМН, а также 2 члена-корреспондента РАМН[1].

Ссылки Править

Литература Править

  • Летопись Московского университета. В 3-х томах / Автор-составитель Е. И. Ильченко — М., Изд-во МГУ, 2004.
  • Профессора Московского университета. 1755—2004: Библиографический словарь. В 2-х томах / Авторы-составители А. Г. Рябухин, Г. В. Брянцева — М., Изд-во МГУ, 2005.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики